У каждого человека есть прошлое. Есть место, где он родился, есть родители, есть детские и юношеские годы жизни. Когда речь идет о святых, то в прошлом всегда пытаются найти ответы на вопросы: «как так получилось, что ребенок стал интересоваться духовностью?». Иногда такие ответы находятся – легко провести параллели, когда дети растут в семьях священнослужителей, когда с детства на них оказывает влияние духовное окружение. Но не всегда нужны причины для того, чтобы это проявилось, потому что есть еще внутренний мир человека, его душа, которая может быть открыта Богу сама – вне зависимости от того, были ли внешние предпосылки к духовным поискам. Именно так происходило в жизни Свами Вишну Дэва, основателя монастыря йоги Гухьясамаджа.
Маленький Валера Минцев еще с детства, с шести лет, имел глубокие духовные переживания и опыты. Его родители, как и большинство родителей, хотели помочь устроиться ему в этой жизни – дать хорошее образование, всесторонне развить сына. И Валера, как ответственный и любящий своих родителей сын, старался следовать их советам, не смотря на то, что с каждым годом все отчетливее понимал, что его цель в жизни другая, и те науки, которые он изучает, с этой целью связаны не будут.
Он был старателен и успешен в учебе, и многие качества, которые он приобрел за юношеские годы, обучаясь в военно-морском училище, помогли Свами Вишну Дэву на духовном пути впоследствии. Он научился терпению, усердию в достижении цели, он научился дисциплине и редкому умению перебарывать себя, свои слабости, ставя цели выше ограничений ума и тела.
Многие статьи о Свами Вишну Дэве и монастыре йоги Гухьясамаджа, которые можно встретить в интернете, начинаются словами: «Бывший офицер (или политрук) стал Гуру». Часто это пишут с некоторой долей сарказма – как бы не понимая, почему это вдруг морскому офицеру пришло в голову основать монастырь и стать Гуру. В этом усматривают скрытый смысл, наподобие: «Наверно, это тоже военный или политический ход, он стремиться к власти или заработать больше денег». Так работает косный ум, имеющий зашоренное, узкое воззрение на окружающие вещи, мыслящий штампами, даже не вдумываясь в суть этих слов «Гуру», «офицер»…
У каждого человека есть прошлое. Если бы у Валеры Минцева было преступное прошлое, это стало бы притчей во языцах – бывший преступник решил создать новую аферу. Если бы у него было заурядное прошлое – среднее образование, работа разнорабочим, то написали бы – как такой малообразованный человек может создать такую серьезную структуру – монастырь, как может обучать философии?
У Валеры Минцева прекрасное прошлое. Он офицер, и это всегда ценилось во все времена, это звание говорит само за себя. Он занимался многими направлениями, развивая себя – восточными единоборствами, шахматами и прочими, он изучил множество трудов по философии и даже написал несколько своих аналитических статей. Его образование таково, что и сейчас его ученики изумляются его великолепной памяти, широте кругозора, когда во время лекций в монастыре Гухьясамаджа приводит в пример разные исторические события, цитирует философов, приводит аналогии с адвайтой из квантовой физики, легко оперирует научными понятиями, и его речь насыщена множеством точных терминов, как русских, так и санскритских.
Но он никогда не обращается к своему прошлому как к опоре своей мудрости, он не говорит о том, что Валера Минцев стал Свами Вишну Дэвом благодаря тем или иным событиям или жизненным планам. Он говорит только о том, что внешняя биография святого или мастера может не пересекаться с внутренней биографией, с картой духовного роста и достижений, и может совсем ничего не говорить о человеке. Потому что духовный практик проходит обучение в совсем другой сфере – в сфере познания Бога, методов и целей для этого, а этому открыт каждый, кто встает на стезю подвижничества. И если мы обратимся к истории христианских святых, то увидим, что с такой разной биографией люди приходят к Богу, что эта биография никак не может служить каким-либо критерием оценки святого.
Когда внутренний путь занимает десятилетия жизни, когда преодолена человеческая природа, ум подчинен, энергии находятся под контролем, когда сознание того, кто сейчас является основателем монастыря Гухьясамаджа, уже намного больше вмещает в себя, чем память курсанта военного училища Валеры Минцева – где прописывается эта биография, где создается? Она видна лишь знающим людям, тем, кто за дипломами и датами событий жизни умеет видеть лестницу достижений духовных побед, которая и является настоящей биографией йогина.